По византийскому календарю на протяжении более тысячи лет живут и совершают богослужение Православные Церкви Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и монастыри на Афоне. Этот календарь именуется также древнерусским календарем, или Миротворным кругом. Он гармонично воплощает в себе целую систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени, и является одним из высочайших проявлений культуры в области хронологии и летосчисления.
Византийский календарь, сложившийся на протяжении нескольких столетий к VI в. н. э., является по своему замыслу и кругу идей прямым наследником календаря Древнего Египта. В этом календаре, просуществовавшем около четырех тысячелетий, математическая простота и совершенство были поставлены его создателями выше буквального соответствия течению солнца.
Тем, кто искренно интересуется древней календарной традицией Церкви,
прежде всего рекомендуем прочитать прекрасную статью А.Н. Зелинского:
Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. В сб. «Контекст-1978», М.: «Наука», 1978. С. 62-135.
(Скан этой статьи имеется в электронной библиотеке Московского университета http://lib.mexmat.ru).
Вторая статья того же автора, более краткая, но прекрасно иллюстрированная, содержит иное и не менее захватывающее описание византийского календаря – Миротворного круга:
Зелинский А.Н. Литургическое время христианской культуры // Православное чтение. 1990. Н. 6.
Эти статьи были изданы малым тиражом и уже сейчас являются библиографической редкостью. Здесь мы предлагаем вниманию читателя
подробное изложение
двух схем Миротворного круга, созданных А.Н. Зелинским.
Одним из самых сильных впечатлений, возникающих при внимательном изучении византийского Миротворного круга – нашего календаря, является удивление – насколько взаимосвязаны все ниточки этого чудного полотна, сотканного одухотворенным разумом человека.